-
- СТРАНА ЧУДЕС КАППАДОКИЯ
Александр ЛИПОВСКИЙ,
interВИЗА N9(41) октябрь-ноябрь 2002
- В какой бы
части Турции я не был, но если беседа с местными
жителями заходила об интересных местах в их
стране, то мне обязательно рассказывали про
Каппадокию. «Каппадокия - чок
гюзель!» (Каппадокия - очень
красиво!) восклицали усатые турки или курды и,
отчаянно жестикулируя руками, пытались
объяснить, какое же это замечательное место.
Фотографии из рекламных проспектов тоже
выглядели привлекательно, но от поездки туда
меня отпугивали статьи из путеводителей, где
говорилось, что это одно из наиболее посещаемых
туристами мест в Турции; а мне хотелось видеть
страну такой, какая она есть на самом деле, а не
как она демонстрируется приезжим. Все же со
временем любопытство одержало верх, и вот
неторопливый турецкий поезд везет меня из
Стамбула в Кайсери, столицу Каппадокии…
Результат превзошел все мыслимые и немыслимые
ожидания – не так уж и много на земле мест,
которые без зазрения совести можно назвать
Фантастическими с большой буквы! Каппадокия,
небольшая область в Центральной Анатолии –
бесспорно входит в их число. Этот край напоминает
Страну Чудес, описанную Льюисом Кэрроллом. Здесь
между собой тесно переплелись сказочные пейзажи,
созданные игрой природы, и не менее необычные
творения людей. Это место абсолютно не похоже на
все, что я когда-либо видел раньше. Все-таки
странно, что название края – Катпатука
(впоследствии переделанное в Каппадокию),
переводится с хеттского языка как «Страна
хороших лошадей», а не как «Страна Забав Богов».
Наверное, это название было придумано самими
жителями страны, которым родные ландшафты не
казались чем-то особо удивительным, зато лошади
служили предметом гордости перед соседями. Но,
довольно эмоций.
-
- Геологический очерк
- Около трех
миллионов лет назад мощные извержения вулканов
Эрджиес, Мелендиз и Хасандагы кардинально
изменили облик края. Долины и плато были залиты
лавой, а поскольку ее состав был не однороден, то
со временем под воздействием ветра, дождей и
потоков воды она
лишилась наиболее мягких составляющих.
Переплетение глубоких каньонов, среди которых
встречаются каменные волны или настоящие «леса» из скал в форме
столбов, шпилей, башен, фаллосов и даже грибов. Помните встречу Алисы с
гусеницей, которая сидела на грибе и курила
кальян? Наверное, автор слышал рассказы о
«грибах» Каппадокии. Иногда скалы принимают
еще более причудливую форму, например, лежачей
собаки, взъерошенного голубя, женского торса. В
наши дни процесс эрозии продолжается, медленно
подтачивая зубчатый ландшафт и обнажая слои
почвы разных оттенков, от самого бледного – туфа
до черного – базальта. Пейзажи
обретают еще более фантастический вид в
силу разнообразной цветовой гаммы скальных
пород; в зависимости от солнечного освещения они
могут менять окраску – от розовой и желтой до
зеленой и коричневой. А во время заката или
восхода блики света и тени ложатся на меняющие
свой цвет волны из застывшей лавы… Наблюдение
похожих на калейдоскоп закатов приобрело для
некоторых современных жителей Каппадокии
своебразным ритуальным действием.
- Из долин
Каппадокии наибольший интерес представляют
Гюриме, Зелве, Авчылар, Соганлы, Дербент,
Кылычлар, Ашыклар, Гювенчелик и Кызыл. Однако,
кроме них здесь насчитывается еще несколько
десятков долин. Отдельно можно упомянуть долину
Ихлару – подобие знаменитого Гран-каньона,
правда, высота берегов
реки Мелендиз не превышает 150-200 метров, а длина
каньона всего около 15 километров.
-
- Исторический очерк
- Эту
необычную пустынную местность часто сравнивают
с лунной поверхностью, но, несмотря на довольно
засушливый климат, Каппадокия была заселена со
времен неолита[1]
– естественные пещеры в
сочетании с пригодной для земледелия почвой
привлекли сюда древних жителей Анатолии. Мягкий
известковый туф легко поддавался инструментам,
пещеры по мере сил расширялись и
благоустраивались, а некоторые башенки из
застывшей лавы были превращены в настоящие
домики с дверями и окнами. К началу нашей эры
здесь уже насчитывалось несколько крупных
скальных городов – люди вырубили в скалах тысячи
комнат, галерей и переходов. Каппадокийские
пещеры не принадлежали какому-то одному народу,
здесь в разное время довелось жить людям многих
национальностей. Эта земля была ядром империи
хеттов, ассирийской колонией, частью персидского
государства Ахеменидов, частью империи
Александра Македонского, самостоятельным царством, одной из
римских провинций, позже доставшейся по
наследству Византии… При Ахеменидах Каппадокия
подразделялась на 2 сатрапии: Великую Каппадокию,
занимавшую внутреннюю область Анатолии, и Малую
Каппадокию, тянувшуюся по побережью Чёрного
моря. Впоследствии название Каппадокия
сохранилось лишь за первой. «Страна прекрасных
лошадей» несколько раз упоминается в Библии, в
частности в обращении апостола Петра «к
пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии,
Каппадокии, Асии и Вифинии избранным». В эпоху
средневековья в Каппадокии заканчивался
знаменитый Шелковый Путь…
- Во времена
первых религиозных гонений на христиан под
сводами пещер Каппадокии нашли себе пристанище
группы приверженцев этой, тогда еще нового,
вероучения. Эта провинция стала убежищем гонимой
религии. Но и после того, как преследования со
стороны властей прекратились, христиане со всех
концов Восточной Римской Империи продолжали
стекаться в Каппадокию – уединенные пещеры и
скалы как нельзя лучше подходили для
отшельничества, бывшего в те времена
распространенной духовной практикой. Согласно
преданию, в Каппадокии многие годы прожил один из
самых почитаемых отшельников – столпник Симон.
Не менее известен и другой местный святой –
Василий Великий, создатель первого устава
монастырской жизни и автор ряда богословских
сочинений. К третьему веку нашей эры в Каппадокии
возникла большая, преимущественно греческая,
христианская община. Через сто лет, когда
византийский император Юлиан, получивший
прозвище Отступник[2],
решил вернуть империю к религии предков,
Каппадокия вновь стала убежищем для христиан со
всей Империи. В это время здесь появились первые
пещерные монастыри и церкви. В седьмом веке в эти
края пришли персы и разогнали многие
христианские общины, затем последовало арабское
нашествие, а позже Каппадокия была присоединена
к государству сельджуков… Но начавшиеся со
стороны завоевателей гонения на христиан почти
не затронули центр Каппадокии. Пришельцы не
могли установить контроль над лабиринтом башен и
долин площадью в двести квадратных километров.
Тем более, что усилиями местных жителей была
создана цепь подземных городов, уходящих вглубь
земли на десятки метров. В случае опасности
тысячи монахов и крестьян могли укрыться там на
длительный срок. По самым скромным оценкам, в
конце первого тысячелетия в Кападоккии жило
около сорока тысяч христиан! Был период, когда в
пещерах Ихларской долины по соседству жили
христианские и
мусульманские отшельники.
- После того, как в ходе
турецкого завоевания в XVI в Каппадокия прочно
вошла в состав Османской Империи, численность
христианского населения заметно сократилась, но
все же этот оазис христианства в мусульманской
стране просуществовал очень долго. Последние
греки покинули Каппадокию лишь в 1923 году, после
вступления в силу Лозаннского договора об обмене
населением между Грецией и Турцией. Церкви были
преданы запустенью, а в пещерных домах поселись
турецкие крестьяне.
-
- Церкви и фрески
-
На территории Кападокии насчитывается свыше
600 скальных и подземных церквей, сооруженных в VI-XI
веках и находящихся в разной степени
сохранности. Большинство
из них невелики по размерам и, как правило,
состоят из одного помещения. Ранние церкви
строились по самым простым проектам -
квадратная или слегка вытянутая форма,
куполообразный свод, прямоугольный небольшой
алтарь. В Х и
XI веках начали строиться церкви большего размера
по византийской крестообразной модели – с
куполами в центре и по бокам. Однако есть и
по-настоящему крупные сооружения, например,
вырубленный в одной скале 4-х ярусный женский
монастырь в долине Гюриме.
- Дошедшие до наших дней уникальные росписи можно
разделить на две группы.
Одни из них относятся к более раннему периоду –
эпохи иконоборчества, когда иерархи
православной церкви при поддержке византийских
императоров[3]
запрещали и уничтожали иконы с ликами Иисуса и
святых (XIII–IX века): изображение
Божественного считалось недопустимым
кощунством. Для церковных росписей этого времени
характерны простой нанесенный прямо на голые
стены геометрический орнамент и символические
сюжеты. Например, крест в круге, параллельные
полосы идущие по всему периметру стен, а также
изображения голубя – символа Святого Духа,
павлина – знака воскрешения, рыбу – символ
Христа (рыба по-гречески «iktus» – аббревиатура
словосочетания «Iesous Kristos Teon
Uios Soter»,
что означает Иисус Христос Сын Бога Спасителя).
Большая часть церквей с таким архаичным
оформлением сконцентрирована в долине Зельве.
- Другие церкви
Каппадокии принадлежат к более позднему времени
(X–XII
века), когда иконоборчество было признано ересью, и их фрески
выглядят более привычно. Росписи в них выполнены
на штукатурной основе и представляют сцены из
жизни Христа, его сподвижников и других
раннехристианских святых. Росписи самых ранних
церквей до нашего времени не дошли. Есть и
несколько храмов, в которых присутствуют
элементы обоих типов убранства. Трудно подобрать
слова, чтобы описать красоту увиденных росписей.
Значительная часть фресок и до настоящего
времени не утратили свои великолепные цвета.
Основу красок для них составлял яичный желток в
сочетании с растительными и минеральными
компонентами. Такие краски, плотно положенные на
гипсовый грунт, в меньшей степени подвержены
разрушительному воздействию времени.
- Благодаря хорошо
сохранившимся фрескам, наибольшую известность
получили шесть каппадокийских церквей: св.
Варвары, аль-Назар, Темная церковь –
Каранлык-килиси (здесь из-за слабого дневного
освещения фрески сохранили свои первоначальные
цвета), Змеиная церковь – Иланлы-килиси, Яблочная
церковь – Эльмалы-килиси и Токалы-килиси
(перевод неизвестен).
- Сейчас под эгидой ЮНЕСКО
в ряде церквей ведутся восстановительные работы,
но, к сожалению, далеко не все храмы можно спасти - кое-где
в результате эрозии обвались части стен.
-
- Скальные поселения
-
Пещерные церкви – лишь
малая толика вырубленных в скалах помещений.
Скалы, с сотнями отверстий подобны гигантским термитникам.
На протяжении нескольких тысячелетий люди
создавали себе жилища. Комнат настолько много,
что их количество просто не поддается
исчислению. К тому же примерно до половины пещер
невозможно добраться без альпинистского
снаряжения или длинных лестниц. Что находилось
за пустыми глазницами дверей на высоте
десяти–двадцати метров над землей? Обитель
отшельника, часовня, кладовая, остатки
фортификационного сооружения или просто чей-то
жилой дом? А эта пещера, в которую легко войти,
точно была чьим-то отчим домом - здесь
просматриваются следы очага и непонятного
предназначения ниши в стене.
- Гуляя по горным тропам, можно наткнуться на
остатки как древних, так и относительно
современных скальных поселений – вряд ли
пристроенная к пещере заброшенная мечеть и
окружающая ее деревенька из таких же
«полупещерных» домов опустели во времена Рима
или Византии. Но далеко не все пещеры покинуты
навеки, в некоторых и до сих пор живут люди.
Деревня Учхисар («три замка»), в самом центре
Каппадокии целиком состоит из обустроенных
жилых пещер в скале и окружающих ее лавовых
башенках, а по середине поселка возвышается
многоэтажная выдолбленная в горе цитадель. В
туристических центрах Каппадокии можно
встретить даже пещерные рестораны и кафе. Здесь
это выглядит вполне естественно, а не экзотично.
-
Интересно, что часто в скале вырубалась не
только комната (иногда с дымоходом), но и элементы
ее обстановки – лестницы, столы, скамьи. В
пещерных жилищах, как правило, имеется большая
комната высотой до трех метров, которая
одновременно является и гостиной, и столовой.
Если жилище обитаемо, (мне довелось побывать в
гостях у живущих в пещере музейных работников) то
тянущиеся вдоль стен каменные скамьи и сами
стены покрыты коврами. Во
всех помещениях обычно вырублены два окна
разного размера.
-
- Подземные города
- Как
уже говорилось, подземные города были построены
для укрытия местных жителей в случае вражеского
вторжения. По данным разных археологов, первые
искусственные пещеры, расширенные впоследствии
греками до размера городов, могли появиться в 4
тысячелетии до нашей эры. Подземных городов
насчитывалось около двух десятков. Четыре из них
– Каймаклы, Деринкуйу, Озконак, Мази - хорошо
сохранились и доступны для посещения. Эти скрытые от людских глаз
города напоминают волшебное подземелье, в
которое попала Алиса, погнавшись за белым кроликом.
Среди них самым большим является Деринкуйу, он
уходит под землю на 40 метров и состоит из 1200
помещений, рассчитанных на 10 000 человек! Город
занимает пространство примерно четыре на четыре
километра, правда, для свободного доступа
открыто всего процентов десять его территории.
Не надо думать, что подземные города были подобием примитивных пещер
первобытных людей; в них имелись не только жилые
покои, лестницы и кладовые, но еще колодцы,
резервуары для воды, вентиляционные шахты,
стойла для скота, кухни, мастерские, церкви, а в Деринкуйу была даже школа!
- Каменные колеса в
человеческий рост, упрятанные в специальных
нишах могли в случае тревоги почти мгновенно
наглухо перегородить улицы и сделать фактически
невозможным доступ в город извне. Но любые ворота
можно рано или поздно открыть. Поэтому города
были разделены на отсеки, входы в которые жители
могли постепенно перекрывать, отходя ниже и ниже.
Напоминающие мельничные жернова каменные двери
сохранились в подземных городах и до наших дней.
-
Ученые давно допускали возможность, что
города Каймакли и Деринкюю, были соединены между
собой, но найти подтверждений этому не удавалось.
Однако недавно были обнаружены остатки туннеля,
который, предположительно, соединял два этих
города, находящихся на расстоянии 9 километров
друг от друга.
-
- Вместо послесловия
- Каппадокия
– это не только пронизанные пещерами горы, это
еще и центр гончарного мастерства город Аванос,
сохранивший греческий облик деревня
Мустафапаша, оставшиеся со времен существования
шелкового пути караван-сараи, музеи и мечети в
городах Невшехир и Аксарай… Поселок Хаджибекташ
– исторический центр одного из суфийсих[4]
орденов, да и сама столица края – Кайсери (его
существование прослеживается с 1-го тысячелетия
до н.э.), где сохранилось много замечательных
памятников сельджукской и османских эпох,
заслуживают отдельных рассказов… Кстати, вина,
сделанные из выращенного в долинах Каппадокии
винограда, считаются лучшими в стране.
- Для осмотра
всего края требуется, по крайней мере, неделя. Я
провел там три дня и обязательно приеду туда еще
раз! Но, чтобы получить хоть какое-то общее
представление о Каппадокии, хватит и однодневной
экскурсии; увидеть хоть что-то лучше, чем не
увидеть совсем ничего. Среди тысяч туристов и
путешественников с разных концов света,
приезжающих посмотреть Страну Чудес Каппадокию,
почти нет россиян. Обидно видеть, что подавляющее
большинство наших соотечественников
предпочитают посещать приморские «резервации»,
мало отличающиеся от побережья Сочи или Крыма, а
не другие, по-настоящему интересные места Турции.
-
Каппадокия – Санкт-Петербург
- [1]
Неолит - эпоха
возникновения и становления земледелия, 8-3
тысячелетие до н.э.
- [3]
Император Византии почти всегда являлся «по
совместительству» и главой церкви
- [2]
Помните замечательную книгу Дмитрия
Мережковского «Смерть Богов. Юлиан Отступник»?
- [4]
Суфизм – мистическое направление в Исламе
-
|